@ARTICLE{26543118_99472158_2012, author = {С. В. Голунов}, keywords = {, коррупция, патриотическое воспитание, педагогический персонал, толерантность, национализм, социально значимые качества личностиморальный авторитет}, title = {Патриотическое воспитание в России: за и против}, journal = {Вопросы образования}, year = {2012}, number = {3}, pages = {258-273}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2012--3/99472158.html}, publisher = {}, abstract = {Голунов Сергей Валерьевич — доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского государственного университета, дипломант Конкурса аналитических работ в области образования на премию им. А.А. Пинского (2011). Эл. адрес: sgolunov@mail.ru Адрес: Россия, 400062, г. Волгоград, Университетский пр., д. 100.В рамках структуралистского дискурс-анализа рассматриваются сильные и слабые стороны патриотического воспитания с точки зрения его потенциала для решения актуальных проблем развития России. Описаны этапы эволюции государственной политики в отношении патриотического воспитания в 1990-е — 2000-е годы. Представлен круг проблем, которым уделяется приоритетное внимание в современном российском патриотико-воспитательном дискурсе, а также обозначены вопросы, которым, по мнению автора, не придается должного значения.Показано, что в настоящее время в патриотико-воспитательном дискурсе прослеживаются определенные сомнительные и тревожные тенденции: слабый упор на воспитание честности и принципиальности (включая непримиримое отношение к коррупции) как социально значимых качеств успешного человека, неспособность убедительно противопоставить патриотическое воспитание агрессивному национализму и нетерпимость к выразителям «недостаточно патриотичной» точки зрения на прошлое и настоящее России. Столь же серьезную проблему, с точки зрения автора, создает продолжающаяся деградация отечественной системы образования, угроза дальнейшего падения морального авторитета выступающих в роли воспитателей патриотизма педагогов и чиновников.Сформулированы предложения по изменению акцентов в патриотическом воспитании и его места в системе национальных воспитательных приоритетов. Результаты представленного анализа могут послужить матрицей для концептуального осмысления сильных сторон и потенциальных слабостей патриотического воспитания, для выработки рекомендаций по его осуществлению, а также заложить формат для дальнейших дискуссий о развитии концептуальных и практических подходов к патриотическому воспитанию в современных российских условиях. }, annote = {Голунов Сергей Валерьевич — доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского государственного университета, дипломант Конкурса аналитических работ в области образования на премию им. А.А. Пинского (2011). Эл. адрес: sgolunov@mail.ru Адрес: Россия, 400062, г. Волгоград, Университетский пр., д. 100.В рамках структуралистского дискурс-анализа рассматриваются сильные и слабые стороны патриотического воспитания с точки зрения его потенциала для решения актуальных проблем развития России. Описаны этапы эволюции государственной политики в отношении патриотического воспитания в 1990-е — 2000-е годы. Представлен круг проблем, которым уделяется приоритетное внимание в современном российском патриотико-воспитательном дискурсе, а также обозначены вопросы, которым, по мнению автора, не придается должного значения.Показано, что в настоящее время в патриотико-воспитательном дискурсе прослеживаются определенные сомнительные и тревожные тенденции: слабый упор на воспитание честности и принципиальности (включая непримиримое отношение к коррупции) как социально значимых качеств успешного человека, неспособность убедительно противопоставить патриотическое воспитание агрессивному национализму и нетерпимость к выразителям «недостаточно патриотичной» точки зрения на прошлое и настоящее России. Столь же серьезную проблему, с точки зрения автора, создает продолжающаяся деградация отечественной системы образования, угроза дальнейшего падения морального авторитета выступающих в роли воспитателей патриотизма педагогов и чиновников.Сформулированы предложения по изменению акцентов в патриотическом воспитании и его места в системе национальных воспитательных приоритетов. Результаты представленного анализа могут послужить матрицей для концептуального осмысления сильных сторон и потенциальных слабостей патриотического воспитания, для выработки рекомендаций по его осуществлению, а также заложить формат для дальнейших дискуссий о развитии концептуальных и практических подходов к патриотическому воспитанию в современных российских условиях. } }